Елизавета Лобанова
à la guerre comme à la guerre...
переводится с французского - "на войне как на войне", что означает "у каждой игры свои правила"
В современном мире средства массовой информации стали мощнейшим оружием в управлении вооруженными конфликтами.
В условиях медиа - войн информационное общество способно значительно изменить сущность и содержание боевых действий. В своих материалах СМИ могут как разжигать, так и уменьшать «пламя» конфликта, тем самым оказывая существенное влияние на его итоги.
Такими примерами могут служить локальные войны в Чечне, коалиционной группировки во главе с США в Ираке и израильско-ливанский конфликт в 2006 г., когда результаты были полностью перечеркнуты фактическим поражением в информационном противоборстве.
Репортажи из так называемых «горячих точек» обеспечивают высокие рейтинги и способны значительно повысить популярность в обществе тех или иных телеканалов, радиостанций газет или сайтов. В связи с этим сообщения в некоторых СМИ могут приобретать собственную логику развития, которая разительно отличается от того, что происходило на самом деле. Также можно наблюдать довольно частое манипулирование СМИ общественным мнением, и даже воздействие на лиц, принимающих военные и политические решения.
Журналисты в зоне боевых действий фиксируют самые страшные и трагические моменты
в галерее представлены работы призёров и победителей конкурса фотографии World Press Photo
СМИ - дополнительный инструмент достижения военно-политических целей и важнейший элемент информационно-психологического воздействия
Ведущую роль СМИ в формировании общественного мнения о целях войны, ее необходимости и справедливости, даже «присвоении статуса агрессора» одной из противоборствующих сторон, наглядно показал и произошедший в августе 2008 г. вооруженный конфликт в Южной Осетии.
Проанализировав содержание и итоги войн и вооруженных конфликтов последних лет, эксперты пришли к выводу о том, что средства массовой информации способны организовать освещение боевых действий и происходящих вокруг этого событий в режиме реального времени, без какой-либо цензуры и обеспечить информацией практически каждого жителя планеты.
В этих условиях современному журналисту нужно чётко понимать, какую позицию он занимает по отношению к конкретному вооружённому конфликту, ведь от того, как представители СМИ будут его освещать, в значительной мере зависит исход данного конфликта. Специалисты выделяют три основных концепции.
Концепции освещения вооруженных конфликтов

1
не предвзятое и объективное информирование исключительно с гуманистических, общечеловеческих позиций
В большинстве современных источников, посвященных освещению вооруженных конфликтов в СМИ, поддерживается первая из упомянутых позиций. Чаще всего она подается как единственно правильная. Однако это совершенно не соответствует нынешним реалиям.

2
информирование о событиях, сочетающееся с поддержкой военных усилий своей страны
Большинство американских и других западных СМИ во время боевых действий в Югославии, Афганистане, Ираке поддерживали вооруженные силы своих стран, служили средствами массовой информации и пропаганды. Такая позиция также может признаваться возможной, не противоречащей профессиональной этике.

3
информирование о событиях, сочетающееся с поддержкой военных усилий противника
Что касается третьей позиции, когда происходит идеологическая поддержка противника, то в этом случае уже намного сложнее говорить об этичности и моральной допустимости, особенно, если речь идет об освещении внутренних вооруженных конфликтов.
Реальность далека от идеалов
Случается, что объективные обстоятельства, например, жесткие условия аккредитации представителей прессы, установленные военным командованием, затрудняют освещение конфликта в соответствии с профессиональной культурой и совестью журналиста. Так, во время войны в Ираке в 2003 г., возможности представителей СМИ были в большинстве случаев сильно ограничены американским военным командованием.
В выпуске новостей по «Первому каналу» 23 марта 2003 г. российская журналистка продемонстрировала аккредитационное удостоверение, дающее право работать в расположении американских частей, обозначив, что оно «выдается в обмен на то, что журналисты не будут показывать ничего недозволенного и высказывать версии, расходящиеся с официальными версиями американских военных властей».
Журналист и нравственный выбор
Журналисты в своей работе постоянно сталкивается с проблемой нравственного выбора. Особенно это касается освещения вооруженных конфликтов. Зачастую средства массовой информации не могут или не хотят рассказать полностью достоверную информацию о ходе противостояния конфликтующих сторон. Это связано с повсеместной политической и военной цензурой, а также с проблемами, которые возникают у журналистов с военными и руководителями собственных СМИ.
Так как журналистика в определённой степени формирует нравственные ориентиры общества, к представителям данной профессии предъявляются повышенные моральные требования.

Мнения экспертов
Галина Лазутина
старший научный сотрудник, факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет: закончил писать материал — прочти его глазами своего героя, а потом представь себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем - то согрешил. И не так - то просто обнаружить такую погрешность!
Дмитрий Аврамов
доктор философских наук, профессор, автор пяти книг и многих научных и публицистических статей по проблемам журналистской этики
Профессиональная мораль включает требования, которые общество предъявляет к журналистам, индивидуальные убеждения журналистов, сознание, объективированное в поступках и социальных отношениях, систему оценок поведения журналиста его коллегами и обществом
Леонид Речитский
секретарь Союза журналистов России
При освещении журналистами межнациональных конфликтов должно действовать одно золотое правило – правило голого факта. Если вы не хотите создать очаг напряженности, и если вы, в том числе, не хотите подставить себя, свою жизнь под угрозу, вы должны сообщать факт без комментариев. Если у вас появилось желание прокомментировать факт, то вы обязательно должны выслушать и одну, и вторую стороны. Вы обязательно должны дать комментарий, взгляд на событие, на факт с двух сторон, ни в коем случае не ущемляя права ни одной из них
Профессиональные этические нормы закреплены в специальных кодексах, которые принимают коллегии журналистов.
В России первый Кодекс профессиональной этики был опубликован Союзом журналистов России 3 июня 1994 года. В 1996 году Общество профессиональных журналистов расширили и дополнили его новыми материалами.
В его преамбуле отмечено, что «добросовестный журналист - тот, кто честно служит интересам общества».
Опираясь на положения Кодекса, журналист формирует свою общественную позицию, основанную на профессионально-нравственных нормах.

В зонах вооруженных конфликтов люди особенно трепетно относятся к каждому печатному или прозвучавшему в эфире слову, и малейшее искажение фактов может способствовать усилению напряженности и насилия.

Президент телекомпании НТВ Игорь Малашенко о чеченской войне:
Мы прекрасно знали, что к «синхронам» людей, которые непосредственно вовлечены в кровавый конфликт, надо относиться очень осторожно, потому что это очень эмоционально заряженные выступления, часто несущие не так много информации, но создающие колоссальное эмоциональное напряжение. Какой уровень насилия показывать на телеэкране? Как показывать жертвы конфликта? Трупы так показывать? С одной стороны, этого нельзя не демонстрировать, особенно когда это превращается в чудовищную проблему, когда тела жертв лежат на улицах Грозного неделями, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что это ведет к некоторому одеревенению нашей аудитории, когда публика становится настолько бесчувственной, что каждую новую долю насилия она воспринимает все спокойнее.
По мнению психологов, наиболее стрессогенными для аудитории являются такие действия журналистов:
1
Съемка человека «врасплох» в момент горя и отчаяния;

2
Показ человека в ситуации унижения, оскорбляющего его человеческое достоинство;
3
Демонстрация пыток, морального и физического издевательств;

4
Прямое или косвенное оправдание действий агрессора, которые являются причиной страдания жертвы;
5
Показ торжества и безнаказанности агрессора (конкретного лица или целой большой группы);
6
Предоставление слова бандитам (это косвенно «легализует» их действия);
7
Призывы к коллективному покаянию и искуплению.
Негативный эффект травматических событий можно значительно снизить, если в информации будут присутствовать:
1
Конструктивное представление проблемы как решаемой;
2
Четкие нравственные ориентиры;
3
Вера в будущее;
4
Положительная оценка достойного поведения участников события;
5
Универсальные ценности (забота, любовь, честь, мужество и т. д);
6
Примеры стойкости и мужества людей, попавших в экстремальные обстоятельства.
Вопросы профессиональной журналистской этики при работе в зонах вооружённых конфликтов часто обсуждаются на различных конференциях и съездах. О том, какой подход к освещению событий необходим в таких условиях, говорили на круглом столе "Военная журналистика: от СССР до России. Практический опыт и правовое регулирование".
круглый стол
"Военная журналистика: от СССР до России. Практический опыт и правовое регулирование"
Правило "голого факта" или ответственность?
«Правило голого факта», о котором упоминает Л. Речицкий, позволяет журналисту быть более объективным, несмотря на ограничения со стороны военных.
Высокого уровня профессионализма требуют аналитические материалы на военную тематику. Особенно осторожным стоит быть при анализе исторических причин межэтнических и межнациональных конфликтов. Если есть такая возможность, то лучше вообще не затрагивать ее в публикациях, так как это может спровоцировать обострение отношений, и в результате конфликт разгорается с новой силой.
Также не во всех случаях приемлемо давать право голоса обеим сторонам конфликта, ведь это может считаться нарушением не только норм профессиональной этики, но и законодательства.

При работе в зоне вооруженного конфликта огромную роль играет тщательность проверки фактов. Опытные журналисты, работавшие в «горячих точках», советуют верить только тому, что видел своими глазами. Десятки человек могут рассказать одну и ту же историю, однако на деле всё может быть совершенно иначе, даже если эти люди искренне верят в правдивость своих слов.

Даже если журналист абсолютно уверен в правдивости информации, он всегда должен задумываться о том, какое воздействие она окажет на аудиторию.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website